Добавить в избранное
Оливер Стоун
Взвод (Platoon) Год создания: 1986
Режиссер: Оливер Стоун
В ролях: Том Беренджер, Уиллем Дафо, Чарли Шин, Форест Уитейкер, Франческо Куинн, Джон С. МакГинли, Ричард Эдсон, Кевин Диллон, Регги Джонсон, Кейт Дэвид
Продолжительность: 120 мин

Казалось бы, к середине 1980-х тема Вьетнамской войны уже была основательно отработана в американском кино. Восемью годами раньше за «Оскар» сражались «Охотник на оленей» Майкла Чимино и «Возвращение домой» Хэла Эшби, а спустя еще год вышел шедевр Копполы «Апокалипсис сегодня».

Правда, впоследствии «вьетнамский вопрос» был дискредитирован лихо паразитирующими на нем боевиками типа «Рембо. Первая кровь» и «Редкая доблесть», где произошла своеобразная ревизия уроков той проигранной войны — в сторону «позитивного фактора». Но небывалый успех «Взвода» (в том числе и кассовый) говорил о том, что эта тема для немалого числа американцев оставалась все также актуальной.

Однако перед тем ветеран войны Оливер Стоун, кавалер ордена «Бронзовой звезды» и медали «Пурпурное сердце», полученной за ранение в первом же патруле, в течение 10 лет не мог найти деньги на постановку собственного сценария, обобщавшего его личные впечатления о пятнадцати месяцах службы во Вьетнаме, где в общей сложности погибли 60 тысяч его соотечественников. «Взвод», ставшийся для режиссера главным проектом жизни, как раз и начинается с осознания того непреложного факта, что война – это прежде всего смерть.

В то время как главный герой Крис Тейлор прибывает с такими же, как и он, новобранцами на место своей дальнейшей службы, одновременно происходит загрузка самолета трупами американских солдат. Очень скоро вчерашним добровольцем, пополнившим собой ряды пехотного взвода, специализирующегося на зачистке от партизан мелких крестьянских поселений, будет двигать уже совершенно иная цель – как можно быстрее вырваться из этого ада.

Но прежде Тейлору придется пройти школу умения убивать, а параллельно — наблюдать за тем, как в смертельное противоборство друг с другом вступают два сержанта, Барнс и Элиас, чей конфликт становится смыслоопределяющим в данной истории. Если Барнс впал в экстаз от почти неограниченной возможности убивать всех и вся, то Элиас даже в условиях войны, где, по сути, нет правых и виноватых, попытался противостоять беспределу вседозволенности. Стоун на правах автора предоставляет Тейлору (своему альтер эго) право совершить самосуд над Барнсом, причем точно таким же способом, которым тот расправился с Элиасом.

И хотя европейским критикам, чьи вкусы формировались не в последнюю очередь на антивоенных шедеврах, «Взвод» показался произведением поверхностным и где-то даже тенденциозным, нельзя, тем не менее, не восхититься способностью Стоуна передавать саспенс войны, который возникает из почти абсолютной иллюзии личного присутствия в эпицентре творящегося вокруг ужаса. И в этом смысле финальный бой американских пехотинцев с вьетконговцами может быть поставлен в ряд самых выразительных и напряженных военных сражений в истории кинематографа.

Далеко не все соотечественники с готовностью откликнулись на стремление Стоуна явить миру окопную правду о полузабытой войне и, как результат, реанимировать все еще кровоточащие вьетнамские раны (сам Стоун через три года еще раз попытается осмыслить этот опыт в фильме «Рожденный четвертого июля»). Но, несмотря на острейшую конкуренцию в борьбе за главный «Оскар» по итогам 1986-го года, именно этот фильм решили поддержать киноакадемики, вручившие «Взводу» четыре статуэтки — за фильм, режиссуру, звук и монтаж.


Кадры из фильма:
   
© 2007