Добавить в избранное
Оливер Стоун

Итоги "Золотых Орлов"

Вторую церемонию вручения премий "Золотой Орёл" Национальной академии кинематографических искусств и наук России можно назвать наступившей весной отечественного кино. Сошёл суровый снег, под которым жили и выживали энтузиасты, снимавшие горькие, но светлые, печальные, но чувственные, почти неореалистичные фильмы, так и не доходившие до театрального зрителя. Наконец время бессмысленно поднятых голов прошло. Теперь мы смеёмся и плачем не над собой, а над талантливыми историями из новой жизни — пепел превратился в алмаз.


По итогам первой церемонии присуждения "Золотых Орлов" в своей статье я написал, что понятие "русский Оскар" излечилось от иронической интонации. А просто до возникновения Российской Киноакадемии мы были лишены своего собственного шоу кинематографической индустрии, в котором так нуждались. Ведь в современном обществе любой фильм существует, если о нём рассказывают масс-медиа, если кто-то задумывается о его промоушене, но самое главное — если авторам этого фильма есть к чему стремится и есть возможность держать конкурентное соревнование. В тех же США местная киноакадемия была основана почти одновременно с приходом в кино звука. При нашей системе открытый профессиональный конкурс был бы смерти подобен. И, вполне закономерно, что работая в условиях сплошных ограничений именно наша национальная школа стала одной из самых уважаемых в мире. Художник, которого сдерживают, всегда добивался более впечатляющих результатов, чем не менее одарённый творец, но в условиях полной политической или экономической свободы.


Это я к тому подвожу, что мы наследники первых, но сами являемся вторыми. Есть на чьём примере учиться, и очень хочется попробовать самим. Андрею Звягинцеву очень хотелось. Теперь он лауреат "Золотого Орла". А статуэтку Звягинцев получил из рук человека, вынужденного бежать из своей родины после того, как она была насильственно погружена в тоталитарные рамки. Это великий чешский режиссёр Милош Форман. После входа в 1968-ом году в Прагу советских танков он перебрался в Америку, где и сделал себе имя такими картинами, как "Пролетая над гнездом кукушки", "Рэгтайм", "Амадей" и "Вальмон". Из США Форман прилетел специально — Российская киноакадемия присудила ему награду за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Он был очень признателен и выразил слова глубокой любви к русской культуре, даже пытался говорить по-русски (и это у него неплохо получалось) и тронул собравшуюся в первом павильоне "Мосфильма" публику (приветствовавшую его стоя), спев пару строчек песни из старого фильма Марка Донского. Эйзенштейн, Пудовкин, Климов — фамилии этих российских мастеров упомянул Форман, отметив, что во многом на их творчестве он учился.


Раз уж мы начали с конца, то пойдём в таком порядке и дальше. Лучшим фильмом было признано триумфальное "Возвращение", а вот лучшим режиссёром — Вадим Абдрашитов за "Магнитные бури". Премию принимал продюсер ленты Александр Потёмкин, а вот вручал её ещё один гений мирового кино, итальянский укротитель строптивой оперы Франко Дзефирелли. Перед его появлением Николай Басков спел премьерную песню "L'Amore Le Stello", и причём как спел — в ярком белом фраке, а за его спиной на большом экране шла монтажная нарезка из фильмов Дзефирелли. На итальянском языке Басков пел замечательную композицию, а к зрительному залу распахивала свои глаза "Джульетта" Оливия Хасси и почти плакала Мария Каллас в исполнении Фанни Ардан. Ну, ребята, — это магия! В такие минуты думаешь вот о чём. Тут Даррен Аронофски задумал снять фильм об одержимом студенте кинофакультета, выдвигающем фантастическую теорию, что кино создано, как часть заговора с целью уничтожить всё живое на земле. В метафорическом смысле я бы признал это правдой — никаких недр душевных не хватит, чтобы держать себя в руках в такие вот минуты. И это ещё что — польский классик Анджей Вайда (тоже борец с железным занавесом, у нас в стране отсматриваемый подпольно) вручал премию за лучший зарубежный фильм в российском прокате. И достался он "Пианисту" Романа Полански, который полвека назад был у Вайды помощником. Как он был рад за него!

Три этих гладиатора — Милош Форман, Франко Дзефирелли и Анджей Вайда, влюблённые в русскую национальную культуру, в её корни, питающие к её нравственному гуманистическому богатству искренние нежные чувства, стали безусловным сюрпризом и украшением "Золотого Орла". С ними было так спокойно. Однако не за что оказалось и краснеть. Как и первая церемония, её преемница была вполне европейской, а главное пафосная там где нужно, и смешная в перерывах. Илья Олейников и Юрий Стоянов заполняли паузы между объявлением номинантов своими комическими постановками по теме собрания под маркой "Кино не тонет". Они лихо пародировали критиков, пишущих свои комментарии ещё до того, как увидеть их предмет. Гоняли мысли о том, пришло ли время для возрождения кино. Удачная была шутка про сиквел фильма Андрея Звягинцева (раз уж е него такой международный успех) под названием "Возвращение возвращается". Ну а в самом начале с небес спустился сам Бэтмэн. Только с рыжей бородой и цельнометаллическим кейсом. Это был актёр Евгений Стычкин с конвертами, в которых таились имена победителей. Вёл церемонию Никита Сергеевич Михалков в стильном костюме от "Боско ди Чильеджи", всё было хорошо и все мы счастливы. Любимое искусство может спать спокойно, и видеть сны, и зеленеть среди весны.

Ниже полный список номинантов и лауреатов премии "Золотой Орёл" Национальной академии кинематографических искусств и наук за 2003-й год.



Источник: www.interkino.ru
   
© 2007