Добавить в избранное
Оливер Стоун

Стоун, Оливер (1946)

Оливер Стоун тащит в гору жернова американских грехов, злоупотреблений, низких страстей и болезненных маний: Вьетнам и алчность, убойный футбол и огнестрельный беспредел, убийство президента-идеалиста и изгнание президента-миротворца, саморазрушение рок-н-ролла и психотропный садизм ночных эфиров. Пулю за преступления своего правительства во Вьетнаме и медаль "Бронзовая звезда" от своего правительства за эту пулю. Калек в США чествуют — поэтому увечный на всю голову Стоун обвешан призами, как дурак фантиками. 20 лет работы в кино сделали его всеамериканским духовником-психотерапевтом, выметающим из самых загаженных углов национального сознания все, что мешает народу-победителю спать по ночам.

Вернувшись с войны, молодой богослов фактически модернизировал под свою страну Новый Завет, вычтя из ортодоксальной триады Семья-Труд-Покаяние центральную часть, но сосредоточившись на пристяжных: ни один из его героев не добывает хлеб в поте лица на ниве, но каждый — будь то прокурор-важняк Харрисон, рок-икона Моррисон, президент-расстрига Никсон или футбольный тренер д'Амато — врачует рефлексию посредством кроткой покладистой блондиночки с мягкими руками и слышащим сердцем. Он — редкий режиссер, которому достало пафоса посвятить фильм отцу ("Уолл-стрит", 1987) или матери ("Небо и земля", 1993), предпослать ему строчку из Евангелия от Матфея или через раз напускать в кадр вполне символических змей (в автобиографическом "Взводе" одна из них укусила рядового Криса Тейлора). Глубоко символичным выглядит в этом смысле название фильма о чемпионате футбольной лиги "Каждое воскресенье" (1999): седьмой день в протестантской мифологии традиционно отводился для визита в молельню, начисто исключая любые увеселения, в том числе спорт (sporting в переводе с английского — развлечение и есть). Замена церкви на стадион в глазах Стоуна окружает аурой нервозной греховности излюбленную американскую возню амбалов на газоне. Точно так же и все прочие предметы гордости одноклеточного янки — победа над коммунизмом и свободная продажа оружия, большой бизнес и импичмент лжецу — имеют свою грязную изнанку, куда и тычет раскаленной иглой патер Стоун, корчась вместе с соотечественниками.

Гражданская война между американцами и внутри них объединяет все его фильмы с болезненными для национального духа названиями: "Doors" (1991), "JFK" (1993), "Сальвадор" (1985), "Рожденный 4 июля" (1989), "Прирожденные убийцы" (1994). За абсолютную гегемонию над миром народ США заплатил крахом столетнего, с войны 1861-1865 гг., единства. Фиксацией и осмотром образовавшейся трещины и занят наследник Томаса Мора Стоун. Каждое воскресенье он восходит на амвон всеамериканской киносети и читает нации проповедь — местами скучную до ломоты в скулах, кое-где взвинченную до истерики, — но совершенно необходимую для хоть какого-то самопознания. Трезво позиционируя себя и соплеменников между взрывами нутряной безадресной ненависти и божественным ветром, что колеблет рисовые посевы Дананга, срывает брезентовые саваны с жертв и влечет куда-то вдаль белое перышко президентской души, свадебную косынку блаженной психопатки и жухлый лист с улицы победившего биржеанства.



Источник: www.ozon.ru
   
© 2007