Добавить в избранное
Оливер Стоун

Каждое воскресенье / Any Given Sunday - 1999 - рецензия

«За миллион долларов, тренер, я зубами перегрызу кокосовую пальму!» — говорит Лютер «Шарк» Левей, 58-й номер, защитник команды «Майами Шаркс». Это — американский футбол, то, что во времена «холодной войны» и чуть позже называлось «гладиаторскими боями американского спорта». Здесь люди бьются не на жизнь, а на смерть. Упомянутый Шарк получил три сотрясения мозга в течение пяти месяцев. Еще одно серьезное столкновение — и могучий негр может превратиться в груду не слишком доброкачественного мяса, никому не нужного, кроме неудачливых проповедников. Но он продолжает выходить на поле, потому что иначе потеряет бонус и не получит свой миллион долларов. Это — Америка, где ты становишься живым трупом сразу после того, как перестал бороться с себе подобными.

Американский футбол — нечто недоступное для остального мира. Он совершенно не вписывается в жизненный уклад европейца, азиата, даже латиноамериканца. Наверное, потому, что по сути свой, является отражением американского способа существования. В нем слышатся отголоски завоевательных войн янки, где принципом стала победа любой ценой, беспредел времен Дикого Запада и гангстерских разборок, безумие "золотой лихорадки". Почему родившийся в Америке вид спорта не распространился, подобно баскетболу и волейболу, по всему свету? Потому, на мой взгляд, что американский футбол отражает присущее только американцам отношение к окружающему миру, который надо подчинить любой ценой. Другим нациям трудно психологически настроить себя а такую волну. Они, в общем-то, тоже не ждут милостей от природы. Но в их отношении к жизни больше пластичности и меньше скрежета зубовного. Поэтому спортом номер один во всем остальном мире стал футбол, в котором на поле надо не ломиться напролом и умирать, а думать и комбинировать.

Впрочем, возможно, это просто во мне говорит непонимание американского футбола, возможно, за его силовой оболочкой я не вижу его интеллектуальной, созидательной стороны. Что меня в этом случае может извинить? Наверное, то, что человеку трудно понять психологию носорога, который, вполне возможно, в душе сочиняет сентиментальные поэмки.

Однако, нельзя не признать, что «Каждое воскресенье» — отличный способ популяризации американского футбола. При свей своей антипатии к этому виду спорта я в конце фильма уже с некоторым пониманием и немалым интересом следил не просто за развитием сюжета — за ходом матча! Я стал понимать его стратегию и подоплеку. Спасибо, господин Оливер Стоун. Спасибо, Аль Пачино и те, кто составили ему компанию. Благодаря вам американский футбол стал мне ближе и понятнее. Не настолько, конечно, чтобы судить о нем, но достаточно, чтобы чувствовать. Судить о нем — по-прежнему прерогатива американцев. Поэтому предоставлю слово некоторым заокеанским рецензентам: «Стоун создает портрет игры как поля психологической битвы. Его манера использования камеры и звука помещает зрителя в эпицентр поединка: вы действительно испытываете такие же ощущения, как реальный игрок». «Это хорошее развлекательное кино, в котором есть понимание футбола, его дух. К сожалению, похоже, у режиссера было одно на уме: принарядить свой фильм с помощью различных затейливых маневров камеры. Стоун совершенно игнорирует такие вещи, как правдоподобное развитие характеров и реальную футбольную политику».

Я долго считал «Рокки» лучшим спортивным фильмом всех времен. Однако «Каждое воскресенье» может с ним поспорить во многих отношениях. Я следил за развитием событий, не в силах оторваться от экрана (хотя и связного сюжета вроде бы здесь нет). Я сопереживал герою Аль Пачино — тренеру Тони Д’Амато (хотя его судьба с самого начала предрешена). Я получил удовольствие и желание посмотреть фильм еще раз. Пусть здесь мы не имеем супергероя типа того же Рокки Бальбоа — но это как раз является еще одним аргументом в пользу спортивного эксперимента Оливера Стоуна.



Источник: www.multikino.com
   
© 2007